Рынок таксомоторных услуг под влиянием Яндекс.Такси и Gett


07.25.2016 17:07

ban_yandex

Первопроходцем в сфере мобильных приложений для вызова такси в России стала компания Яндекс, предложившая в 2010 году сервис Яндекс.Такси. Схема работы программы удобна и проста: клиент делает заказ посредством интернета, приложение обрабатывает его, с помощью геолокации находит ближайшие свободные машины и отправляет им заявку. При этом Яндексу не нужно иметь собственный автопарк, сервис выступает в роли посредника между пассажиром и уже функционирующими службами такси.

С 2012 года на российском рынке появляется аналогичная программа Gett, ранее известная как GetTaxi. Это приложение впервые было внедрено в Тель-Авиве, после чего быстро и успешно распространилось из Израиля в другие страны благодаря крупным инвестициям и мощной рекламной кампании.

Как видоизменился рынок пассажирских и грузовых перевозок с появлением интернет-сервисов?

Еще несколько лет назад качество таксомоторных услуг оставляло желать лучшего. Большинство неофициальных перевозчиков, так называемых «бомбил», являлись монополистами, хотя не имели регистрации частных предпринимателей и лицензии. К началу 2012 года около 80% рынка такси, что эквивалентно примерно 690 миллионам долларов в год, приходилось на теневые услуги. Кроме того, из-за низкого уровня профессионализма, халатного отношения к стандартам безопасности и отсутствия какого-либо контроля увеличивалось количество аварий с участием «бомбил».

При этом официально зарегистрированные и лицензированные компании, составляя десятую часть всех перевозчиков, были в крайне невыгодных условиях. Необходимость поддержания идеального технического состояния машин и надлежащего качества услуг обуславливала более высокую стоимость перевозок и длительность ожидания автомобиля.

С появлением в Москве Яндекс.Такси ситуация начала меняться в лучшую сторону. Приложение позволило заранее получать информацию о цене заказа, скорости подачи машины, ее марке и классе. Это значительно упростило процедуру вызова авто и сделало ее комфортной. Внедренный позже Gett закрепил данную тенденцию, предоставив пользователям более широкие возможности.

Быстрое приобретение указанными сервисами популярности объясняется их распространением, в первую очередь, среди представителей среднего класса – людей, ценящих свое время и деньги, качество услуг и высокие показатели работы такси. Теперь любой владелец смартфона может моментально заказать желаемую машину без особых усилий.

Повышение стандартов безопасности и комфортабельности.

Gett и Яндекс.Такси имеют некоторые отличия, но в целом они служат одной цели – упрощение заказа такси и предоставление клиенту максимальных удобств (различные варианты оплаты, выбор класса и марки машины, учет индивидуальных потребностей).

Благодаря этому легальные перевозчики стали востребованы, а частники начали стремительно терять прибыль. Возможность быстро заказать машину и сэкономить на поездке позволяет клиентам больше не пренебрегать безопасностью и собственным комфортом. Заявленная скорость подачи автомобиля в рассматриваемых сервисах составляет от 4 до 7 минут, при этом пассажиру доступны различные функции и фильтры для подбора такси в соответствии с личными пожеланиями.

С увеличением количества преимуществ мобильных приложений доля неофициальных перевозчиков на рынке таксомоторных услуг становилась все меньше. По сравнению с 2012 годом число машин, зарегистрировавшихся в интернет-сервисах, возросло в 5 раз. Например, Яндекс.Такси в Москве позволяет выбрать более чем из 11 тысяч автомобилей в режиме онлайн. Gett аналогично сотрудничает с крупными службами пассажирских и грузовых перевозок путем интеграции диспетчерского программного обеспечения и мобильных приложений.

Даже водители такси оценили достоинства подключения к описываемым сервисам:

  • уменьшение количества времени, проведенного в простое;
  • снижение риска ограблений в поездках;
  • больший заработок.

Целевые аудитории среди клиентов.

Если раньше приложение Яндекс.Такси было рассчитано на пользователей, предпочитающих автомобили эконом-класса, а Gett предназначалось для более дорогостоящего и комфортабельного бизнес-сегмента, сейчас ситуация существенно изменилась. Сервисы расширили свои возможности и сегодня охватывают все целевые группы клиентов.

Эконом

Лидером в данной категории перевозок является Яндекс.Такси. Пользуясь этой мобильной программой можно дешево заказать авто, как во время свободного движения на дорогах, так и в условиях плотной загруженности и пробок. Благодаря наличию специальных фильтров легко подобрать наиболее подходящий вариант по стоимости и комфортабельности, заранее выяснить цену поездки, рассчитаться банковской картой или виртуальной валютой.

На втором месте – Gett. Заказ через данное приложение не намного дороже, чем посредством Яндекс.Такси, особенно при отсутствии пробок. Кроме того, недавно в сервисе появился тариф «Эконом» и различные бонусные программы, позволяющие платить меньше при неизменно высоком качестве услуг.

Бизнес

Изначально большинство аудитории, отдающей предпочтение комфортабельным машинам бизнес-класса, пользовалось приложением Gett. Это объяснялось следующими особенностями сервиса:

  • высокие требования к характеристикам автопарка компании-партнера;
  • рейтинговая система;
  • предварительное собеседование с претендентами на должность водителя;
  • заключение официального контракта;
  • наличие климат-контроля, безупречная чистота в салоне каждого авто;
  • внимательность к особенным пожеланиям клиентов, включая подбор музыки.

Со временем перечисленные преимущества переняли и разработчики Яндекс.Такси, аналогично обеспечив простой и удобный заказ комфортабельной машины бизнес-класса.

Крупные конкуренты

Естественно, успех и популярность первых мобильных сервисов такси вызвал стремительный рост конкуренции и появление на рынке услуг других аналогичных приложений. Почти сразу после внедрения Gett сегмент класса «лакшери» попытались занять еще 2 крупных компании – американская UberX и российская Wheely. Сначала сервисы позиционировались как средства для заказа люксовых автомобилей, но по мере своего развития программы также охватили и другие ниши, включая эконом, благодаря запуску лоукостов – UberPop и WheelyExpress.

Помимо уже рассмотренных мобильных приложений, среди пользователей популярны и менее разрекламированные сервисы:

  • Ситимобил;
  • RUTaxi;
  • Таксовичкофф;
  • Максим: заказ такси;
  • KwikPik и другие.

Перспективы интернет-приложений для вызова такси.

Согласно прогнозам экспертов мобильные сервисы продолжат распространяться, одновременно увеличивая количество легальных таксомоторных услуг на рынке и уменьшая долю неофициальных перевозчиков. Это происходит не только благодаря работе с крупными компаниями, но и за счет сотрудничества с зарегистрированными частниками, покупки небольших служб такси, имеющих клиентскую базу и собственных квалифицированных водителей в штате.

Перспективы роста интернет-сервисов можно оценить уже сейчас. Еще в 2014 году Яндекс.Такси занимала менее 20% корпоративного сегмента таксомоторного рынка в Москве. Сегодня же этот показатель превышает 50%, причем аналогичные тенденции демонстрирует и Gett.